Корабельный сбор: Действующее правовое регулирование и перспективы



Закон Украины «О морских портах Украины» (далее – Закон), вступивший в силу 13.06.2013 г., в статье 22, ч. 3 закрепляет, что портовые сборы оплачиваются администрации морских портов Украины (далее – АМПУ), кроме случаев, определенных этим Законом. Случаи оплаты отдельных видов портовых сборов иным субъектам, кроме АМПУ, определены в ч. ч. 4 и 5 Закона.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона, причальный сбор взимается в пользу владельца причала, а если причал находится в пользовании – в пользу соответствующего пользователя; канальный сбор взимается в пользу владельца канала; корабельный сбор взимается в пользу пользователя портовой акватории, а также собственника операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу настоящего Закона.

Согласно ч. 5 ст. 22 Закона, маячный сбор взимается в пользу государственного учреждения, которое организует и осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 22 Закона, размеры ставок портовых сборов для каждого морского порта устанавливаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, в соответствии с утвержденной ею методикой. Порядок взимания, учета и использования средств от портовых сборов, кроме использования средств от административного сбора, определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта.

Во исполнение требований ч. 2 ст. 22 Закона приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 г. № 316 (с последующими изменениями, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 12.06.2013 под № 930/23462) утвержден Порядок взимания и размеры ставок портовых сборов (далее – Порядок).

П. 1.2 Порядка содержит аналогичное ч. 4 ст. 22 Закона положение о взимании корабельного сбора в пользу пользователя портовой акватории, а также собственника операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона.

В соответствии с п. 2.10 Порядка, в случае, когда судно входит в акваторию морского порта для выполнения грузовых операций и такие операции полностью выполняются в операционной акватории причала (причалов), которая находится в пределах акватории морского порта, состоит в негосударственной форме собственности и построена до вступления в силу Закона и внесена в реестр гидротехнических сооружений морских портов Украины, а после завершения грузовых операций судно осуществляет выход из акватории морского порта, – корабельный сбор, взимаемый:

в пользу АМПУ, рассчитывается по ставкам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку для соответствующего морского порта, за каждый вход в акваторию морского порта и каждый выход из акватории морского порта с использованием коэффициента 0,5 (в случае, если судно использует гидротехнические сооружения портовой акватории) или 0,2 (в случае, если судно не использует гидротехнические сооружения портовой акватории) к условному объему судов;

в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), рассчитывается по ставкам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку для соответствующего морского терминала, за каждый вход в операционную акваторию причала (причалов) и за каждый выход из операционной акватории причала (причалов).

Согласно п. 2.11 Порядка, в случае, когда судно входит в акваторию морского порта для выполнения грузовых операций и такие операции частично выполняются в операционной акватории причала (причалов), которая находится в пределах акватории морского порта, состоит в негосударственной форме собственности, построена до вступления в силу Закона и внесена в реестр гидротехнических сооружений морских портов Украины, и частично у причала (причалов), расположенного (ых) в акватории морского порта, балансодержателем которого (которых) является администрация морских портов Украины, а после завершения грузовых операций судно осуществляет выход из акватории морского порта, – корабельный сбор, взимаемый:

в пользу АМПУ, рассчитывается по ставкам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку для соответствующего морского порта, за каждый вход в акваторию морского порта и каждый выход из акватории морского порта с использованием коэффициента 0,5 к условному объему судов и за каждый выход из акватории морского порта без применения понижающего коэффициента;

в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), рассчитывается по ставкам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку для соответствующего морского терминала, за каждый вход в операционную акваторию причала (причалов) и за каждый выход из операционной акватории причала (причалов).

И если положение о взимании корабельного сбора в пользу пользователя портовой акватории не вызывает дискуссий, так как акватории всех морских портов Украины предоставлены в пользование АМПУ Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2013 г. № 406 «Некоторые вопросы акваторий морских портов», то норма о взимании корабельного сбора в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона, является неоднозначной и порождает множество спорных ситуаций при ее применении.

Так, исходя из указанной нормы ч. 2 ст. 22 Закона, размеры ставок портовых сборов (в т. ч. корабельного сбора) устанавливаются для каждого морского порта.

В то же время буквальное прочтение приведенного положения п. 2.10 (абзац 3) Порядка дает основание для вывода о том, что ставки корабельного сбора, взимаемого в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), устанавливаются в приложении 2 к Порядку для соответствующего морского терминала.

Таким образом, налицо противоречие Закона и Порядка (подзаконного нормативно-правового акта). Ведь Закон ничего не говорит о возможности установления ставок корабельного сбора для соответствующего морского терминала, в связи с чем Порядок фактически вводит новый вид корабельного сбора (для морского терминала, а не для морского порта).

Вышеуказанная юридическая коллизия, на наш взгляд, порождена неверным включением еще в первоначальную редакцию Порядка 2013 года ставок корабельного сбора для отдельных морских терминалов. В дальнейшем приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 г. № 281 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 28.08.2015 г. под № 1037/27482) Порядок был дополнен ставками корабельного сбора для еще двух морских терминалов. И таким образом сформировалась практика включения в Порядок ставок корабельного сбора для соответствующего морского терминала как обязательное условие взимания корабельного сбора собственником операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона.

Однако такое дополнительное условие взимания корабельного сбора собственником операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона, не предусмотрено Законом. Поэтому такое требование противоречит закону.

Считаем, что положения Порядка необходимо привести в соответствие с нормами ст. 22 Закона. А до внесения изменений, с учетом правовых норм ч. 4 ст. 22 Закона о взимании корабельного сбора в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона, а также ч. 2 ст. 22 Закона об установлении размеров ставок портовых сборов для каждого морского порта, необходимо взимать корабельный сбор в пользу собственника операционной акватории причала (причалов), построенной до вступления в силу Закона, по ставкам, установленным для соответствующего морского порта.   

Напоследок считаем необходимым отметить, что методика установления размеров ставок портовых сборов, предусмотренная ч. 2 ст. 22 Закона, до сих пор не утверждена (Министерством инфраструктуры Украины, реализующим полномочия национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, до её создания), что в целом ставит под сомнение законность установления ставок и, соответственно, взимания всех портовых сборов в украинских морских портах.

Отправить сообщение