Оценка воздействия на окружающую среду вместо экологической экспертизы


18 декабря 2017 года был введен в действие Закон Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» от 23.05.2017 (далее – Закон).

С введением в действие Закона на смену экологической экспертизе пришла новая, европейская модель процедуры оценки воздействия на окружающую среду, которая предусматривает получение нового документа – заключения по оценке воздействия на окружающую среду вместо заключения государственной экологической экспертизы.

Внедрение европейской модели процедуры оценки воздействия на окружающую среду направлено на выполнение Украиной своих обязательств в частности по Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Еспо, 1991), Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, 1998), Протоколу о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества (2010), а также Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Так, Протоколом о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества (2010), а также Соглашением об ассоциации Украины с Европейским союзом прямо предусмотрено обязательство Украины приблизить свое национальное законодательство к законодательству ЕС.

По новому Закону осуществление оценки воздействия на окружающую среду является обязательным в процессе принятия решений о ведении планируемой деятельности, определенной частями 2 и 3 статьи 3 Закона. При этом такая планируемая деятельность подлежит оценке воздействия на окружающую среду до принятия решения о ее ведении.

В понимании Закона под планируемой следует считать планируемую хозяйственную деятельность, включая строительство, реконструкцию, техническое переоснащение, расширение, перепрофилирование, ликвидацию (демонтаж) объектов, другое вмешательство в природную среду.

Кроме того, Законом установлен запрет на начало ведения планируемой деятельности, определенной частями 2 и 3 статьи 3 Закона, без оценки воздействия на окружающую среду и получения решения о ведении планируемой деятельности.

Виды планируемой деятельности и объектов, которые могут иметь значительное влияние на окружающую среду и подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, разделены на две категории: первую и вторую.

Касательно морской отрасли, следует отметить, что строительство гидротехнических сооружений морских и речных портов (в частности, которые могут принимать суда водоизмещением более 1350 тонн), глубоководных судовых ходов, в том числе в естественных руслах рек, специальных каналов на суше и в мелководных морских акваториях (в частности, пригодных для прохождения судов водоизмещением более 1350 тонн) относится к первой категории, в то время как инфраструктурные проекты по строительству аналогичных объектов, однако предназначенных для судов водоизмещением менее указанной тоннажности отнесены ко второй.

При условии, что виды планируемой деятельности и объекты второй категории не будут подпадать под случаи, определенные частями 3 и 4 статьи 5 (принадлежность к первой категории, наличие значительного трансграничного воздействия и/или воздействия на окружающую среду двух и более областей, отношение к зоне отчуждения и т.д.), заключение по оценке воздействия на окружающую среду будет выдавать уполномоченный территориальный орган, которым являются областные, городские Киевская и Севастопольская государственные администрации (соответствующее подразделение по вопросам экологии и природных ресурсов), орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам экологии и природных ресурсов.

В то же время, заключение по оценке воздействия на окружающую среду по видам планируемой деятельности и объектам первой категории будут выдаваться уполномоченным центральным органом, а именно: центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды – Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Так, например, для реализации инфраструктурных проектов по строительству гидротехнических сооружений морских и речных портов, которые могут принимать суда до 1350 тонн, и глубоководных судовых ходов, в том числе в естественных руслах рек, специальных каналов на суше и в мелководных морских акваториях, пригодных для прохождения судов водоизмещением до 1350 тонн, заключение по оценке воздействия на окружающую среду будет выдаваться уполномоченным территориальным органом.

В случае, если характеристики таких объектов будут предоставлять возможность их использования для судов большего водоизмещения (более 1350 тонн), заключение придется получать в Министерстве экологии и природных ресурсов.

Следует также отметить, что планируемая деятельность, относящаяся к первой категории и указанная в части 2 статьи 3 Закона, подлежит обязательному рассмотрению на предмет наличия оснований для проведения оценки трансграничного воздействия на окружающую среду в соответствии с международными обязательствами Украины.

При этом, в порядке, определенном статьей 14 Закона, оценке трансграничного воздействия на окружающую среду подлежит любая способная оказать значительное негативное трансграничное воздействие на окружающую среду планируемая деятельность, указанная в статье 3 Закона.

В целом процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду предусматривает:

  1. Уведомление субъектом хозяйствования уполномоченного территориального/центрального органа о намерении проводить планируемую деятельность и оценку ее воздействия на окружающую среду (при этом субъект хозяйствования имеет право самостоятельно подать уведомление о планируемой деятельности, которая подлежит оценке воздействия на окружающую среду, непосредственно в уполномоченный центральный орган с целью получения его заключения по оценке воздействия на окружающую среду);
  2. Подготовка субъектом хозяйствования отчета об оценке воздействия на окружающую среду;
  3. Проведение общественного обсуждения, по результатам которого готовится отчет об общественном обсуждении;
  4. Предоставление уполномоченным органом заключения по оценке воздействия на окружающую среду.

Законом также определяются требования к содержанию отчета по оценке воздействия на окружающую среду, обеспечение подготовки которого возлагается на субъекта хозяйствования, который намерен проводить планируемую деятельность, подлежащую такой оценке.

Однако, не определена обязанность такого субъекта исключительно самостоятельно осуществлять разработку отчета по оценке воздействия на окружающую среду, в связи с чем можно сделать вывод о том, что законодатель допускает возможность привлечения специализированной организации с целью его разработки.

В то же время, нормативно-методическое обеспечение и стандартизацию подготовки отчета по оценке воздействия на окружающую среду должно осуществлять Министерство экологии и природных ресурсов.

Заметим, что постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2017 года № 1026, вступившим в силу 27 декабря 2017 года были утверждены:

  • Порядок передачи документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду и финансирования оценки воздействия на окружающую среду;
  • Порядок ведения Единого реестра по оценке воздействия на окружающую среду.

Указанные порядки определяют процедуру ведения Единого реестра по оценке воздействия на окружающую среду, механизм передачи субъектом хозяйствования уполномоченному территориальному/центральному органу документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду, требования к форме, составу и его содержанию, а также финансирования такой оценки.

Согласно Закону, заключение по оценке воздействия на окружающую среду учитывается при принятии решения о проведении планируемой деятельности и может быть основанием для отказа в выдаче решения о проведении планируемой деятельности.

Отчет по оценке воздействия на окружающую среду, отчет об общественном обсуждении и заключение по оценке воздействия на окружающую среду подаются субъектом хозяйствования для получения решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о проведении планируемой деятельности, которое является основанием для начала осуществления этой деятельности, устанавливает (утверждает) параметры и условия осуществления планируемой деятельности и принимается в форме документа разрешительного характера или иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством для соответствующих решений.

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимая решение о проведении планируемой деятельности, обязаны учесть заключение по оценке воздействия на окружающую среду.

Законом также устанавливается, что заключение по оценке воздействия на окружающую среду может предусматривать послепроектный мониторинг, обеспечение которого осуществляет субъект хозяйствования с целью выявления любых разногласий и отклонений в прогнозируемых уровнях воздействия и эффективности мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и его уменьшение. Порядок, сроки и требования к осуществлению послепроектного мониторинга определяются в заключении по оценке воздействия на окружающую среду.

Следует обратить внимание, что последствиями нарушения законодательства об оценке воздействия на окружающую среду может быть:

  1. Временный запрет (остановка) деятельности субъектов хозяйствования;
  2. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования полностью или их отдельных цехов (участков) и единиц оборудования.

В то же время, лица, виновные в нарушении законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности.

Наконец, считаем необходимым отметить, что действие Закона не распространяется на субъектов хозяйствования, которые получили решение о проведении планируемой деятельности до вступления в силу и введения в действие Закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 части 2 и пунктом 14 части 3 статьи 3 Закона.

Кроме того, заключения государственной экологической экспертизы, полученные до введения в действие Закона, сохраняют силу и имеют статус заключения по оценке воздействия на окружающую среду.


 Константин Моряков 
Страший юрист Морской юридической инвестиционной компании 

Отправить сообщение