Страховка от бумажной волокиты



Чтобы избежать споров о компетенции Администрации морских портов Украины в истребовании у субъектов хозяйствования тех или иных подтверждающих документов, стоило бы внедрить практику предъявления полиса о страховании ответственности перед третьими лицами по любым рискам, возникающим в связи с эксплуатацией морского терминала. Одновременно следовало бы дополнить понятие «портовый оператор (стивидорная компания)» обязательным внесением данных о субъекте хозяйствования в Реестр в качестве портового оператора (стивидорной компании). Это значительно облегчит, упростит и ускорит проведение таможенных формальностей на морском транспорте.

Прорехи в законодательстве

Закон Украины «О морских портах Украины», который вступил в силу 13.06.2013 г. (далее – Закон), ввел такое понятие, как «портовый оператор (стивидорная компания)», а именно: субъект хозяйствования, который осуществляет эксплуатацию морского терминала, проводит погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие связанные с этим виды хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона).

Кроме того, Закон (в ст. 6) ввел понятие «Реестр морских портов Украины», определив его как электронную базу данных по учету морских портов, целью которой является обеспечение данными, необходимыми для выполнения задач в сфере безопасности мореплавания, охраны окружающей среды, а также для осуществления государственного надзора (контроля). При этом Закон установил, что ведение Реестра морских портов Украины (далее – Реестр) осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Действующий Порядок ведения Реестра морских портов Украины (далее – Порядок ведения Реестра) утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.07.2013 г. № 496.

Порядком ведения Реестра в п. 2 определен администратор Реестра – государственное предприятие «Администрация морских портов Украины», которое собирает, ведет учет, обобщает, систематизирует, анализирует и проводит проверку сведений, представляемых администрациями морских портов, вносит сведения в Реестр или исключает из него и решает организационные вопросы в процессе его ведения, а также обеспечивает техническое и технологическое сопровождение Реестра, доступ к нему, хранение и защиту данных, содержащихся в Реестре.

Однако Порядок ведения Реестра не содержит конкретных критериев и требований к субъектам хозяйствования для внесения данных о них в Реестр.

В свою очередь, Закон не содержит запрета на осуществление деятельности по эксплуатации морского терминала субъектом хозяйствования, который не внесен в Реестр.   

И самое главное: ни действующая редакция Закона, ни действующая редакция Порядка ведения Реестра не содержат:

  • с одной стороны, требования о необходимости внесения в Реестр данных о субъекте хозяйствования с целью присвоения/получения таким субъектом статуса портового оператора;
  • с другой стороны, положения о том, что субъекты хозяйствования, данные о которых внесены в Реестр, являются портовыми операторами.

 

Прецедент

Отсутствие в законодательстве конкретных критериев и требований для внесения в Реестр данных о субъектах хозяйствования, которые осуществляют деятельность в морском порту, уже стало причиной судебного спора. Так, в соответствии с данными Единого государственного реестра судебных решений, в Запорожском окружном административном суде находится на рассмотрении дело № 808/859/17 по иску Государственного предприятия «Бердянский морской торговый порт» к Министерству инфраструктуры Украины и Государственному предприятию «Администрация морских портов Украины» (далее – АМПУ) при участии третьего лица ООО «Аскет Шиппинг» о признании противоправными бездействия и действий, обязательстве совершить определенные действия. А именно: истец ГП «Бердянский морской торговый порт» просит суд признать противоправными действия АМПУ как администратора Реестра по внесению в Реестр данных об ООО «Аскет Шиппинг» в качестве портового оператора, обязать АМПУ исключить эти данные из Реестра, а также признать противоправным бездействие Министерства инфраструктуры Украины в виде необеспечения надлежащего контроля за ведением Реестра АМПУ как его администратором.    

 

Регуляторные новшества

В проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию морехозяйственного комплекса», зарегистрированного под № 7385, авторами законопроекта (в числе которых и представители АМПУ) предлагается дополнить ч. 1 ст. 6 Закона положением о том, что до внесения сведений о морском терминале в Реестр морских портов Украины, определенных настоящей статьей, а также порядком ведения Реестра морских портов Украины, обслуживание судов и пассажиров на таких морских терминалах запрещается.

Одновременно, начиная с 2017 года, портовое сообщество наблюдает активные действия со стороны АМПУ по уточнению требований к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в морском порту, на предмет соответствия статусу портового оператора.

В 2017 году портовые операторы (стивидорные компании), осуществляющие деятельность в морских портах, получили от соответствующих администраций морских портов (филиалов АМПУ) вначале перечень документов, которые портовые операторы должны предоставить в подтверждение своего статуса, а в дальнейшем новый проект договора доступа портового оператора к причалу на 2018 год, одним из приложений которого являлся все тот же перечень подтверждающих документов, которые должны предоставлять субъекты хозяйствования для заключения договора доступа к причалу.

Указанный перечень подтверждающих документов (далее – Перечень подтверждающих документов), среди прочего, содержит:

- документы, подтверждающие наличие в пользовании подъемно-транспортного и другого аналогичного оборудования;

- договор использования складских помещений на территории порта (в случае если осуществление перевалки груза по рабочей технологической карте (далее – РТК) осуществляется по прямому варианту, без использования склада, наличие такого договора не обязательно);

- разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (при наличии стационарных источников загрязнения);

- РТК;

- план охраны портового средства и акт о соответствии портового средства либо письменное обязательство выполнять план охраны портового средства, который уже на нем введен другим портовым оператором;

- свидетельства, подтверждающие уровень знаний работников субъектов перевозки опасных грузов, выданные работникам портового оператора (в случае если портовый оператор осуществляет деятельность по перевалке опасных грузов либо планирует осуществлять такую деятельность);

- разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (в случае если портовый оператор проводит работы повышенной опасности либо планирует проводить такие работы);

- удостоверения о проверке знаний по вопросам охраны труда работников портового оператора;

- декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (в случаях, предусмотренных ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины) и в определенных случаях положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения;

- договор на аварийно-спасательное обслуживание с аварийно-спасательными службами, прошедшими аттестацию в установленном порядке;

- план реагирования на чрезвычайные ситуации или инструкцию по действиям персонала предприятия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций;

- перечень сил и средств, которые могут быть привлечены для локализации и ликвидации последствий загрязнений окружающей среды, аварий (катастроф).   

 

Цели новаций

Анализ приведенного Перечня подтверждающих документов, по нашему мнению, дает основание сделать вывод, что таким образом со стороны АМПУ предпринята попытка заполнения пробелов действующего законодательства в части установления конкретных документальных требований к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в морском порту, на предмет соответствия статусу портового оператора (стивидорной компании).

Исходя из вышеприведенного определения понятия «портовый оператор (стивидорная компания)», субъект хозяйствования для соответствия данному термину, приведенному в ст. 1 Закона, должен обладать следующими признаками:

- осуществлять эксплуатацию морского терминала;

-проводить погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие связанные с этим виды хозяйственной деятельности.

В свою очередь, морской терминал – расположенный в пределах морского порта единый имущественный комплекс, включающий технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, подъемно-транспортное и другое оборудование, которые обеспечивают погрузку-разгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров.

Судя по всему, Перечень подтверждающих документов, которые требуются от субъектов хозяйствования для заключения договора доступа к причалу, предложен портовым операторам со стороны АМПУ, исходя из признаков портового оператора (стивидорной компании), которые содержатся в вышеприведенных определениях ст. 1 Закона.

 

Реакция отрасли

Абсолютно логично, что портовые операторы (в том числе клиенты ООО «Морюринвест») без особого энтузиазма восприняли указанные нововведения, ведь ни одна правовая норма ни профильного Закона, ни Порядка ведения Реестра не содержит требований предоставления субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в морском порту, документов из вышеприведенного перечня для подтверждения наличия статуса портового оператора (стивидорной компании) при заключении с АМПУ договора доступа портового оператора к причалу. Поэтому, с формально юридической точки зрения, исходя из того, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством (ч. 1 ст. 19 Конституции Украины), у субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в морском порту, отсутствует обязанность предоставлять именно АМПУ документы из вышеуказанного перечня для подтверждения наличия у них статуса портового оператора (не будем останавливаться в данной публикации на компетенции органов государственного надзора (контроля): Государственной службы Украины по вопросам труда, Министерства экологии и природных ресурсов Украины и т. д.).

 

Подзаконные акты

С другой стороны, постановлением Кабинета Министров Украины от 07.07.2015 г. № 483 внесены изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 03.06.2013 г. № 405 «Об утверждении перечня специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию». Перечень специализированных услуг дополнен услугой: «Обеспечение доступа портового оператора к причалу, находящемуся в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, кроме причала, используемого портовым оператором на основании договора аренды, концессии, совместной деятельности, заключенного в соответствии с законодательством». А уже 18.12.2015 г. приказом Министерства инфраструктуры Украины № 541 утверждены (и 22.12.2015 г. зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины под № 1608/28053) Тарифы на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу, находящемуся в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины (далее – Тарифы).

Таким образом, постановление Кабинета Министров Украины от 07.07.2015 г. № 483 фактически ограничивает круг субъектов хозяйствования, с которыми АМПУ заключается договор доступа к причалу, только портовыми операторами (хотя существует и альтернативная точка зрения: договор доступа портового оператора к причалу по ставкам, указанным в Тарифах, заключается только с портовым оператором, а с иными субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в морском порту, может быть заключен договор доступа к причалу по свободным тарифам (ставкам).

Не вдаваясь в подробности дискуссии между портовыми операторами и АМПУ в части обязательности предоставления АМПУ субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в морском порту, документов, указанных в Перечне подтверждающих документов, для заключения договора доступа портового оператора к причалу и внесения данных о таком субъекте хозяйствования в Реестр, считаем, что необходимо законодательное закрепление конкретных критериев и требований к субъекту хозяйствования на предмет соответствия статусу портового оператора (как для внесения данных о таком субъекте в Реестр, так и для заключения договора доступа портового оператора к причалу).

 

Компромиссный вариант

При этом, по нашему мнению, стоит применить более гибкий поход к данной проблеме. Как компромиссный вариант, с целью избежания споров о компетенции АМПУ в истребовании у субъектов хозяйствования тех или иных подтверждающих документов, предлагаем рассмотреть возможность предоставления субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в морском порту, страхового полиса о страховании ответственности перед третьими лицами по любым рискам, возникающим в связи с эксплуатацией морского терминала (конечно, с обязательным определением минимальной страховой суммы и требований к надежности страховой компании, напр., требований к минимальным суммам валовых страховых премий за предыдущий год и обязательному наличию у страховой компании гарантийного фонда не менее определенной суммы).

Дополнение указанной правовой нормой ст. 6 Закона, на наш взгляд, позволит избежать наделения АМПУ несвойственной компетенцией органа государственного надзора (контроля) в части проверки наличия у субъекта хозяйствования, осуществляющего свою деятельность в морском порту, таких документов, как:

- разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- свидетельства, подтверждающие уровень знаний работников субъектов перевозки опасных грузов, выданные работникам портового оператора (в случае если портовый оператор осуществляет деятельность по перевалке опасных грузов либо планирует осуществлять такую деятельность);

- разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (в случае если портовый оператор проводит работы повышенной опасности либо планирует проводить такие работы);

- удостоверения о проверке знаний по вопросам охраны труда работников портового оператора;

- декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (в случаях, предусмотренных ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины) и в определенных случаях положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения.

При этом указанный страховой полис, конечно же, не может заменить необходимости предоставления основополагающих документов, подтверждающих эксплуатацию морского терминала субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в морском порту, с целью внесения данных о таком субъекте в Реестр и заключения договора доступа портового оператора к причалу.

Одновременно считаем необходимым дополнить определение понятия «портовый оператор (стивидорная компания)», закрепленное в ст. 1 Закона, обязательным внесением данных о таком субъекте хозяйствования в Реестр в качестве портового оператора (стивидорной компании). На наш взгляд, приведенная правовая норма значительно облегчит, упростит и ускорит проведение таможенных формальностей на морском транспорте путем применения сотрудниками таможни данных Реестра. Ведь действующий  Порядок выполнения таможенных формальностей на морском и речном транспорте, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. № 308 (зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.04.2015 г. под № 486/26931), также оперирует термином «портовый оператор (стивидорная компания)» при указании субъекта, осуществляющего погрузку судна (п. 6 главы 2 раздела III).

В то же время действующая редакция Закона и Порядка ведения Реестра не позволяют сотрудникам таможни при проведении таможенных формальностей на морском транспорте использовать Реестр как основание для вывода о наличии либо отсутствии у субъекта хозяйствования, осуществляющего свою деятельность в морском порту, статуса портового оператора (стивидорной компании).

Опубликовано в журнале "Порты Украины" № 4 (176) май 2018

Отправить сообщение